Упражнение 1. Климат.
Откройте большой подробный атлас или зайдите на международные географические сайты, например, National Geographic.
Посмотрите карты основных частей света и географических областей. Антарктида. Саудовская Аравия.Тропические леса Бразилии. Тропические леса Центральной Калифорнии. Посмотрите, каков на этих территориях климат, оцените температуры зимой и летом и т.д.
Уделите 15 минут, чтобы записать все климатические условия, которые вы увидели или о которых успели подумать, глядя на карты, - если вам проще написать название города, сделайте это. Иногда "Сиэтл" больше ассоциируется с нужным климатом, чем фраза "северный влажный умеренный климат". Составьте список всех возможных типов и видов климата и погоды.
Используйте также эпитеты и существительные, чтобы дать характеристику каждому пункту, будто вы сами побывали там.
Сохраните этот список в вашем блокноте. Держите его под рукой, он может вам пригодиться.
Ранее Эсдар был материком, где можно было наблюдать различные виды климата, с разнообразной природой - от северных снежных равнин до южных саван и пустынь. Но после Войны при Нуменере (Война Безмолвия) и последующего за ней мора (или Гнева земли) земли Эсдара преобразились. Материк, перенесший глобальную катастрофу, во многих уголках стал неузнаваемым - все превратилось в пустошь разной степени безжизненности. Преобладающим стал аридный климат. Обожженная едким солнцем земля перестала приносить урожаи, лишь самые приспособленные растения смогли выжить. Наиболее сносные для жизни территории Эсдара теперь могут похвастаться сухими равнинами и пустошами. Северные земли оттаяли и превратились в подобие сухой тундры, с голой землей, редко растущими голыми деревьями, прилегающими к земле и мхами с лишайниками, которые и стали основным питанием выживших тут животных и даже людей. Тут частые туманы и облачно, несмотря на малое количество осадков. Сильные перепады температур между временами года - достаточно жаркое лето и промораживающие земли зимы. В средней полосе преобладают сухие равнины, покрытые выжженной травой, саванны, степи. Многие мелкие реки высохли, крупные реки значительно помелели и заканчиваются бессточными котловинами с солеными озерами. Берега этих рек стали желаемым местом жительства для многих, именно в городах, стоящих на берегах уцелевших рек, теплится жизнь, они стали центрами владений. Территории вокруг озер с пресной водой также не остаются без внимания, на них стоят города и поселения. На юге, где и так в основном царили пустыни, климат стал еще более экстремальным. Многие места покрыты километрами сплошных пустынь, где сухой и обжигающий ветер переносит песок, создавая океаны барханов и дюн. Многие территории покрыты голой землей, раскаленной и растрескавшейся. Часто встречаются горы, чаще низкие и разрушающиеся от влияния ветров, обтачивающих их, но есть и большие горные хребты и образования. В куцых клочках пустошей вокруг оазисов собираются жители этих пустынь, образовывая населенные пункты. Также встречаются люди на территориях саванного типа. Самым знаменательным географическим объектом во всем Эсдаре можно назвать вулкан Нуменеру, который извергается уже многие года, наполняя воздух пеплом и смогом. Он сразу бросается в глаза, стоящий среди гор Рали. На юге так же есть крупный действующий вулкан Карфагос, стоящий среди гор под названием Ваалы.
Упражнение 2. Физика планеты.
Какую роль вы отведете погоде в вашем мире? У вас задумано много путешествий, и вы готовы осложнить их героям при помощи бурь и наводнений? Вам не нужно сейчас знать все это в деталях. Ваша задача проще - записать десять сюжетных установок, которые связаны с погодой, и как они повлияют на ход вашей истории или на развитие персонажей.
Уже многие года спустя Войны при Нуменере Эсдар до сих пор страдает от постоянных природных катаклизмов - от землетрясений, магических аномалий, засухи, бурь, моров и болезней неизвестного происхождения. Вред, нанесенный материку оказался столь силен, что даже спустя столько времени природа не может оправится от ран. Жизнь в Эсдаре стала суровой и тяжелой. Природных ресурсов стало не хватать; если кто-то располагает каким-либо ресурсом, то это означает, что другого катастрофически мало. Жизнь караванщиков значительно усложнилась, так как путешествовать по выжженной земле под палящим солнцем стало очень тяжело, и все это приправлено постоянными налетами голодными физически и голодными до наживы рейдерами. Приходится много думать о достатке воды. Многим странникам приходится терпеть жажду днями. Особенно невыносимы путешествия по югу материка. Черные пески не славятся своим радушием, и туда редко ступают ноги путников. Можно считать, что именно тяжелый доступ к землям, где обитает народ авиха, удерживает других от нападения на них и спасает архатов от окончательного порабощения или превращения в колонию.
Упражнение 3. Настроение мира и сеттинга.
Прочтите список из упражнения N1, а затем возьмите чистый лист бумаги. Закройте глаза и подумайте о том, какие чувства вы хотели бы испытать, когда вы пишете или читаете свою историю. Запишите четыре слова, которые способны описать это чувство: два прилагательных, глагол, и существительное. Теперь вернитесь на страницу со списком климатических условий, перепрочтите эпитеты, которыми вы их снабжали. Что-то совпадает? Если это так, у вас есть основополагающий климат, который мог бы передать все желаемое настроение читателю. Если нет, попробуйте найти родственные или синонимичные слова.
Если вы потратили 10 минут и не смогли определиться, выберите два климата, которые выражают ваше настроение от сеттинга.
Тяжелый, болезненный, презирать, жестокость.
Упражнение 4. Катастрофы и катаклизмы, их роль в истории мира.
В течение 15 минут запишите некоторые из географических особенностей реальной земли. Запишите, какие "шрамы" может получить ваш мир, какие хребты образовались в ходе катаклизмов и т.д.
/выше/
Упражнение 5. Карта.
Упражнение заключается в том, чтобы нарисовать физических контуры вашей карты, а затем определить по крайней мере три места, пригодных для жизни ваших людей и нелюдских рас. Вам не нужны названия для них на данном этапе - мы будем беспокоиться об именах на следующей неделе, когда мы будем думать о языках наших народов. Просто нарисуйте точку на карте или, может быть, символическое изображение "домик", предупреждающее о том, что здесь поселились народы.
/есть/
Упражнение 6. Расы.
Потратьте 10 минут и выясните, как будут выглядеть люди и нечеловеческие расы, которые развивались в разных частях вашего мира. Затем посвятите еще 5 минут и посвятите вопросу взаимоотношений между ними (войны, союзы, торговли).
Люди (Срединцы) - многообразная внешность, средний рост, срок жизни около 50-90 лет. Сильно подвержены заболеваниям, обладают не слишком сильным здоровьем. Во все времена срединцев выручало обмундирование и оружие. Люди имеют среднюю склонность к дипломатии. Средние способности к магии. Многие народы считают средницев слишком самоуверенными и заносчивыми, многие винят их в конфликте при Нуменере и поначалу это даже послужило почвой для нескольких войн, но они были недолгими по причине нехватки живой силы и ресурсов у всех сторон. Сейчас острые углы сгладились, хотя напряжение по-прежнему имеется. Адэлы относятся к людям негативно и считают их почти что "разрушителями мира" и варварами с неопределенными интересами. Дэлавары относятся к срединцам как "неловким детям", считают их слишком простыми, прямолинейными и недальновидными, хотя эти расы во многом похожи, особенно в воинственности, отчего и возникают постоянные конфликты. Другие народы считают, что люди и дэлавары стоят друг друга. Вопреки такому мнению люди не являются низкоразвитой расой, скорее наоборот - в былые времена людям удалось построить мощное королевство. Даже сейчас, после мора, людям удается сохранять позиции и с их положением приходится считаться. Людям удается поддерживать свои разрушенные крупные города и по мере возможностей отстраивать их.
...
Кереки, Инаиты, Люди Севера -
Сунны, хайгай, ханы — человекоподобная раса, отличающаяся смуглой, желтоватой грубой кожей, черными, как смоль, волосами, небольшими, раскосыми, вытянутыми темными глазами — черными, карими, иногда встречаются янтарные. Несмотря на то, что они внешне походят на остальные человеческие расы в целом, в их венах течет эльфийская, «дэльская» кровь. Они — далекие родственники дэлов. Сразу это не заметно, но в лицах хайгай есть что-то эльфийское — узкие, раскосые небольшие глаза, легкое телосложение, с целом черты лица имеют некое искажение в сторону дэлов. Ростом невысоки.
Это вольнодумный, порой вероломный народ. Сухие степи и обжигающий ветер сделали их теми, кто они есть. Многие ханы ведут кочевой образ жизни, их народ разбит на несколько крупных племен, которые они сами называют словом «хайи». Все эти племена состоят в подобии союза друг с другом, называемым «хай-гёну», хотя ранее соперничали друг с другом за влияние. Есть также сунны, которые ведут оседлый образ жизни. Оседлые сунны и кочевые тесно связаны друг с другом, так как племена являются важной политической силой и контролируют монарха.
Другие народы знают ханов как ярких представителей «черного рынка». Они в больших количествах производят различные наркотики, алкоголь, яды и прочие запрещенные вещества. Также они торгуют найденными технологическими артефактами и образцами тайных знаний. Хайгай ведут активный обмен с другими народностями. Ханы очень чтут свои традиции и свою культуру, но легко идут на контакт с другими расами. Характерная черта ханов — противоречия их поступков, которые тяжело укладываются в голове у чужеземцев. Они очень чтут традиции и честь, но ничего не мешает им заниматься разбойничеством и убийствами; они с сочувствием относятся к самым угнетаемым расам, но, несмотря на это, занимаются работорговлей и т. д. Часто другие расы презирают ханов, считая их теми, кто готов абсолютно на все в жажде наживы, и отчасти это так.
Архаты, авиха — зверораса, представляющая собой людей-кошек с весьма специфической внешностью. Они совсем лишены волосяного покрова, не имеют меха и волос. Очень редко встречаются авиха, у которых растут волосы на голове, как у прочих рас. Кожа их может быть разных цветов, но чаще всего встречаются бежевые, желтоватые, розоватые, кофейные оттенки. Бывают и абсолютно черные, и белые авиха, встречаются архаты с большими пигментными пятнами — витилиго. Кожа людо-кошек очень эластичная, с небольшими морщинками в молодом возрасте и с крупными складками в старости. Глаза раскосые, бывают различных цветов — желтого, серого, зеленого, карего, черного, голубого. Уши большие, хвоста не имеется. На руках — прозрачные длинные когти, которые некоторые авиха обрезают. Когти также есть и на ногах, более короткие, помогающие бегать быстрее — и-за этого некоторые архаты не носят обувь.
Из-за расистских взглядов авиха считаются примитивной и ни на что не способной зверорасой, годной только для рабской работы. Если авиха находится не на родной земле, практически всегда он или раб, или наемник, или вор. Очень редко таланты архатов оцениваются по достоинству. Самое интересное, что те, кто понимают, какой большой потенциал у этого народа — делавары и сунны, - являются и самыми главными их поработителями.
Несмотря на предрассудки, авиха — очень развитый народ с огромной склонностью к искусствам и науке. Это единственный народ, где интерес к науке никак не осуждается. Среди них много магов-псиоников. Также архаты — непревзойденные ювелиры и ткачи, создающие великолепные украшения и одежды. Они — практически единственные, кто сохранил умение делать сложные музыкальные инструменты. У этого народа несколько своеобразный взгляд на красоту архитектуры, поэтому их постройки минималистичны, хотя выполнены мастерски. Они хорошо разбираются в медицине и алхимии. То, что их земля невероятно неприветлива, подстегивает их узнавать новое ради выживания. Несмотря на то, что их земля убивает их, они любят ее, хотя их нельзя назвать теми, кто самоотверженно чтет традиции и сражается за родину. Смерть считается такой же важной, как и жизнь. Большой след на культуре авиха оставила религия «Ро». Сами себя они часто называют «Ро шо авиха», что переводится как «следующие к пустоте». Религиозная культура этого народа очень сложна и местами непонятна.
Среди авиха много магов. У них имеется врожденная предрасположенность к магии. При должном усердии архаты могут познать все магические системы. «Ош-хлаану» (магия жеста, магия символа) возникла именно среди авиха и трудна для изучения другим расам. Очень высока предрасположенность архатов к псионике (чаще всего они используют именно ее).
Дэлавары, вары — раса, имеющая и человеческие, и эльфийские черты, хотя происходит целиком от дэлов - древних эльфов. Их отличает темная кожа, цвет варьируется от коричневого до насыщенно-черного. У них острые уши, длина которых может варьироваться от 10 до 15 см. В целом лицо практически такое же, как и у человеческих рас, эльфийских черт мало. Глаза могут быть желтые, карие, черные, красновато-карие. Хорошо сложены физически, крепкие.
Воинственная раса. К ним относятся по-разному — кто-то презирает, кто-то уважает, но все относятся к этому народу настороженно. Больше всего сходства у варов в людьми в плане менталитета, хотя много и различий.
Довольно воинственный народ, не лишенный, при этом, умения договариваться, вести дипломатичные отношения. При этом не стоит забываться — в любой момент они могут нанести удар, стоит только этим «отношениям» дать трещину. Они стараются найти слабое место у врага, измотать его, прежде чем ринуться в бой — а в войне этот народ хорош, как никто. Война — их страсть, их жизнь, причем война в совершенно разных образах, - от войны народов от войны между собой. Кровная месть, заказные убийства — совершенно обычная практика. Этот народ недолюбливает чужеземцев, хотя умеет быть гостеприимными и приветливыми тогда, когда им будет это выгодно. Вары обладают мрачным в большинстве своем характером, хотя и не всегда так — многие из них страдают от чрезмерного употребления наркотиков и алкоголя, что не осуждается в обществе, пока это не мешает исполнять свой долг. Мирный образ жизни — не про дэлаваров. Высшие слои общества находятся в постоянной клановой борьбе, где все средства хороши, а низшие — в своих мелких житейских перепалках, где действует право сильного. Общество варов делится на два лагеря — на рабов и на военную силу, которая также является и управленцами. Правда, к высшим слоям общества также могут относится и торговцы, дипломаты, высшее духовенство и т. п., но и они несут воинскую повинность и могут в любой момент быть призванными на войну. Рабы исполняют роль обслуживающего персонала и работают, изготавливая необходимые предметы. Все, кто не может нести воинскую повинность или не представляет ценности для народа, относятся к рабам. Все дэлавары, родившиеся в каком-либо клане, не могут стать рабами, так как по праву рождения относятся к высшему классу. В обществе не принято говорить про угнетение рабов, так как считается, что эта роль по-своему почетна и каждому уготовлено свое место в жизни. Не любой чужеземец, оставшиеся жить на земле дэлов, станет рабом, но к любому чужеземцу относятся с настороженностью, и любой его промах будет замечен.
Адэлы, эльфы -
Мардагайлы -
Рали (Ралийцы), Ваодэлы, Нуменерцы -
Упражнение 7. История.
Проведите 15 минут, излагая основные исторические события минимум последних 100 лет перед началом вашего романа.
Включите в ваш график:
Даты перехода власти в государствах (через перевороты, смерть монарха, революции, выборы и т.д.), и был ли переход гладким, если нет - какие последствия возымел.
Даты, когда уменьшился или увеличился объем природных ресурсов и урожая, к чему это приводило.
Даты сверхъестественных, магических событий, или событий, обусловленных технологией.
Каждый из этих факторов оказывает влияние на историю цивилизаций. События могут быть взаимосвязаны.
Дата истории вашего повествования, возможно, даты рождения персонажей вашей истории.
Если у вас политически-ориентированный сюжет, то вам потребуется углубить хронологию дальше, чем на 100 лет.
Упражнение 8. Экономика и политика.
Так же, как вы создали график для событий и влияний, теперь рассмотрим вашу карту на предмет ресурсов и их дефицита. В течение нескольких минут сделайте несколько пометок на карте, отмечая места, которые имеют более одного типа ресурсов, и запишите, где наблюдается острый дефицит тех или иных ресурсов. Возможно, в соответствии с этим придется подкорректировать хронологию из прошлого упражнения.
Упражнение 9. Язык.
Слушайте, как различные слоги звучат для вас, что вы при этом испытываете. Запишите некоторые общие сравнения - "Я хочу создать язык эльфов, звучащий как вода, и язык гномов, звучащий как удары молота по наковальне". Запишите звуки, которые вы слышите, сидя у природного источника или подставляя руку под струю воды из крана. Эти звуки можно сделать "корнями" вашего языка эльфов, и т.п.
Бонусное упражнение:
Если вы хотите, чтобы язык играл важную роль в вашей истории, посетите страницу упражнения наименования и решите, что делать с именами ваших персонажей и географических мест. не забудьте отметить последние на своей карте.
Упражнение 10. Настроение, связанное с цивилизациями.
Какие эмоции у вас вызывают те или иные цивилизации? Какие культурные особенности они имеют? Какие эмоции и сравнения вызывают у вас их языки (см. прошлое упражнение)? Подумайте над этим и запишите возможные тезисы.
Упражнение 11. Фокусировка на главном.
Это упражнение состоит из блоков, которые мы уже рассмотрели и пришло время рассмотреть их в единстве и отредактировать вновь.
История:
Создайте хронологию более подробную, чем вы писали (можно расширить ее, например, от 100 до 500 лет). Можете затронуть жизнь вашего героя.
Экономика / Политика:
Сделайте описание каждого крупного политического образования (церкви, правительства, царства, фракции, торгового объединения, гильдии и т.д.) и назовите их сейчас, чтобы вы могли обратиться к ним по мере необходимости в дальнейшем.
Названия и язык:
Напишитесать краткий глоссарий или лексикон некоторых общих и важных слов. Запишите перечень географических названий и пять имена персонажей, которые можно использовать, когда вы будете нуждаться в них. Если вы хотите, используйте дополнительное время и заполните вашу карту соответствующими названиями прямосейчас.
Упражнение 12. Что, если?...
Если вы еще не знаете, в каком жанре собрались писать - научная фантастика, фэнтези, ужасы и т.д. - сейчас лучше определитесь (если смесь жанров, вам предстоит обдумать грани и признаки каждого из них в приложении к вашей истории).
Запишите отрывки или зарисуйте некоторые сцены, которые вы уже знаете из вашей будущей истории. Некоторые из них могут быть уже заранее определены вами.
Затем задайте себе трудные вопросы. "Что... если...?" Что делать, если люди на расстоянии не могут общаться друг с другом мгновенно, у них нет ни телепортов, ни других магических или научных способов быстрой связи? Стоит ли вводить такие средства? Какие?
Думайте о деталях, о жизни своих персонажей. Может что-то должно действовать не так, как в нашем мире, а с точностью до наоборот?
Обсуждайте свои ответы на вопросы "что... если..." с другими, может, в беседе родятся новые идеи, а вам помогут увидеть ошибки, которые вы самостоятельно не могли увидеть.
Упражнение 13. Сюжетные зацепки.
Если у вас есть некоторое представление о сюжете, то рассмотрите карту и запишите минимум десять ключевых, интересных событий, которые будут развивать ваш сюжет от начала и до конца. Дайте простор фантазии, может, в первоначальном варианте пора что-то изменить?
Их не обязательно использовать все в романе, но если вы поймете, что произведение зашло в тупик, вы можете воспользоваться такими "зацепками".
Упражнение 14. Образование.
Ваши персонажи, и вообще жители вашего мира, нуждаются в образовании и изучении окружающей среды и общества.
Существует ли отлаженная система образования в ваших странах и поселениях?
Чему учатся люди с младых ногтей в этом мире?
Существуют ли школы или университеты? Или только частные уроки?
Какой уровень грамотности в странах вашего мира в целом?
Ответьте на эти вопросы.
Упражнение 15. Отдохните.
(день 15 занятий не имеет упражнений, он посвящен ссылкам на зарубежные веб-ресурсы, связанные с писательством и worldbuilding'ом, так что - отдохните - прим.пер.).
Упражнение 16. Специальные ограничения.
Чем ограничена магия в вашем мире? Какую цену придется платить за ее использование? Это зависит от создаваемой вами магической системы, видения ее.
Могут ли вампиры в вашем произведении выходить на улицу в дневное время суток? Все эти детали магического и технологического толка нужно продумать тщательно. Хотя бы те, что будут непосредственно использоваться в произведении.
Упражнение 17. Настроение фантастических элементов.
Прочтите еще раз список эмоций, которые должен вызывать при чтении книги ваш мир у читателя.
Прочтите еще раз особенности ваших магических и технологических систем.
Вам необходимо увязать их с ожидаемым и нужным настроением. Возможно, для этого стандартную "Магию" даже придется переименовать. Действуйте, думайте, экспериментируйте.
Упражнение 18. Фантастические элементы. Взаимодействие с обществом.
Вспомните результаты небольшого упражнения N10.
Как вы охарактеризуете существующие в вашем мире общества и страны? И как их будет характеризовать доступная им магия или технология? Поддержат ли это ваши герои?
Как это отразится на истории?
Упражнение 19. Проработка персонажа. Возвращение к "Что, если..."
Вам необходимо проработать своих героев, чтобы они выглядели реалистичными. Простого описания недостаточно, как и сухих фактов. Попробуйте поместить их в разные ситуации, используя конструкцию вопросов "что... если". Это легко и вдохновляюще.
- Что сказал бы незнакомец, если бы пообщался 5 минут с героем?
- Что будет делать герой, если узнает, что его родители - приемные?
- Что делать, если герой встречается с кем-то, в существование кого поверить не в состоянии?
- Что делать, если герой на самом деле не тот, кто он думает?
Это поможет вам и в сюжете, и в проработке характеров.
Упражнение 20. Еще раз о сюжетных зацепках и конфликте.
Вы уже придумали, в чем будет заключаться основной конфликт? В обычном противостоянии героя каким-то плохим парням? А может в противостоянии природе, богам, режиму?
Если нет, вернитесь к списку сюжетных зацепок и попробуйте проявить конфликт из них.
Упражнение 21. Флора и фауна.
Ответьте на вопросы.
Для флоры:
Какие растения особенно полезны для вашего общества? Конопля и лен, например, являются растениями, которые являются важными источниками неживотных волокон для изготовления одежды, веревок, и других материалов. Есть ли подобной важности растения в вашем собственном мире?
Каковы основные сельскохозяйственные культуры вашего народа? Это зависит от региона в первую очередь.
Что считается деликатесами? Зависит от региона. Где-то деликатесом является клубника, а где-то - апельсины.
Какие фрукты и овощи могут быть превращены в алкогольные и лечебные напитки?
Какие растения опасны? У вас есть хищные растения в вашем мире?
Для фауны
Какие животные особенно полезны в вашем мире? Речь не только о домашних животных, но и о пользе неприрученных для общества.
Кто из животных представляет собой объект для охоты на них людьми? Или кто из одомашненных животных представляет пищевую ценность (напр., свинья или корова)?
Мясо и иные продукты от каких животных являются деликатесом? И где?
Какие животные используются в медицине или разработке лекарств?
Наконец, какие животные являются опасными в вашем мире?
Упражнение 22. География.
Переработайте вашу карту. Возможно, вы захотите добавить новые детали, изменить некоторые контуры под историю, поменять местами важные для вас географические объекты и т.п.
Упражнение 23. Пересмотр культур и цивилизаций.
Пришло время подробно описать каждую нацию и народ, каждое государственное образование и культуру. Сделайте это сегодня, используя материалы прошлых дней.
Упражнение 24. И вновь о настроении.
Вернитесь назад на несколько упражнений и внесите корректировки так, чтобы все работало на главные эмоции, которые вы выбрали в самом начале. Смешная ли, юмористическая история? А может хоррор в стиле фэнтези? Решать вам.
Упражнение 25. Небесные светила.
Прочитайте эту статью и затем выясните: сколько спутников у планеты вашего мира? А сколько солнц? Как они называются? Как быстро делают один круг вокруг земли? Есть ли у вас сцены, в которых луна или солнце играет определенную роль или их свет необходим?
Упражнение 26. Списки для несоответствий.
После почти месяца строительства мира Вы можете столкнуться с проблемой противоречивых идей, фактов, которые не выловили прежде, или сюжетные ходы, которые вы любите, но которые разрушают общее впечатление и атмосферу.
У меня есть отдельный файл на ноутбуке для отлаживания этих моментов, которые мне нравится, но которые, возможно, не уместны в романе.
Также у меня есть файл идей на будущее, которые не реализуются в данном романе, но оставлены на будущее.
Создайте такие же списки и заполняйте при необходимости.
Упражнение 27. Вновь о сюжетных зацепках.
Если у вас до сих пор нет плана сюжета, пора сложить воедино все придуманные зацепки и вехи на пути героев.
Упражнение 28. Что мы упустили?
Подумайте над следующими темами.
- одежда
- продовольствие и кухня
- санитария и гигиена
- болезни, лекарства, медицина
- правоохранительные органы, правосудие, тюрьмы
- домашние животные
и многие другие.
Разнообразьте свой мир прямо сейчас.
Упражнение 29. Персонаж.
Систематизируйте всю информацию о ваших основных героях. Возможно, вам понадобятся детали их детства или родословная. Раскройте его характер в соответствии с уже достаточно проработанным миром, как он впишется в него?
Упражнение 30. Не делайте ничего.
Сегодня самое важное упражнение - наслаждайтесь тем, что сотворили. Вам не нужно ничего иного делать, ибо вы заслужили отдых.